05.12.18. Заметка от Д.В.Соколова.

05.12.2018 12:25 / Сводки от ополчения Новороссии

Долгожданный триумф русского духа. О книге А.Жучковского «85 дней Славянска» (предзаказ тут: https://chernaya100.com/ До апреля 2014 г. расположенный на севере Донецкой области город Славянск не привлекал к себе внимание международной общественности и ведущих средств массовой информации. Все изменилось в одночасье после того как в городе появились одетые в одинаковую камуфляжную форму вооруженные люди, которые быстро взяли его под контроль. Так было положено начало 85-дневной Славянской эпопее.

Одновременно это событие послужило мощным толчком к эскалации конфликта в Донбассе. Если накануне регион сотрясали массовые протесты, вызванные государственным переворотом, который произошел в Киеве в феврале 2014 г., то теперь они переросли в военные действия.

На протяжении нескольких месяцев восставшие стоически обороняли город, противостоя многократно превосходящим подразделениям Вооруженных Сил Украины, МВД, СБУ и Нацгвардии.

Так о Славянске узнал весь мир. В России мужество защитников города вызвало колоссальный подъем. Командующий силами ополчения, первый министр обороны Донецкой народной республики, Игорь Стрелков, в тот период был гораздо более популярен и узнаваем, чем даже действующий президент.

Сегодня все это в прошлом. В июле 2014 г. Славянск был возвращен под контроль Украины, а нынешнее положение донбасских республик далеко от того образа, которым вдохновлялись добровольцы первой волны. Идея Новороссии так и осталась нереализованной.

Вследствие того, что нужные решения не были приняты, миллионы русских людей оказались брошены под каток украинизации. На территориях, которые в 2014 г., казалось, вот-вот могли освободиться от киевской власти, сегодня господствует террор украинских национал-радикалов. Множатся дела по обвинению в сепаратизме и госизмене. По меньшей мере, сотни людей, уличенных в пророссийских симпатиях, подверглись репрессиям либо были вынуждены уехать в Россию, откуда, впрочем, в любой момент могут быть высланы.

Статус территорий, подконтрольных властям ЛДНР, до настоящего времени остается неопределенным. Их настоящее лишено того ореола надежд, которым было овеяно в начале борьбы. Многие харизматические, идейные лидеры Русской весны в Донбассе сегодня либо вынуждены отойти от дел, либо погибли при загадочных обстоятельствах. Сегодняшняя Новороссия – «край мертвых героев». В то время как высшие эшелоны украинской власти не потеряли почти никого. Больше того, - когда прошел первый страх и стало понятно, что «крымский сценарий» не повторится, послемайданный режим укрепился и действует с всевозрастающей дерзостью.

Агрессивная пропаганда в сочетании с террором против инакомыслящих, уверенность в собственной безнаказанности, сделали свое дело. На стабильность киевской власти работает и экономический фактор. Пусть положение стало хуже, чем до переворота, на украинской территории работают все те финансовые и хозяйственные инструменты, которые в силу международных экономических санкций и непризнания отсутствуют в Крыму и в Донбассе. Не те настроения сегодня доминируют и в России. Пусть украинская тема в избытке присутствует в эфире федеральных телеканалов, она не вызывает заметного интереса.

«Дух четырнадцатого года», дух Русской весны, уже не владеет широкими массами. Живой энтузиазм сменила глухая апатия.

На этом фоне происходит ревизия новейшей истории, когда само определение «Русская весна» предается забвению. Характерный пример – фильм Алексея Пиманова «Крым», в котором, по сути, воспроизводится украинская версия событий, предшествующих принятию полуострова в Российскую Федерацию. По версии автора фильма, никаких русских в Крыму не было, а были украинцы, которые поддерживали Януковича и выступили против Евромайдана. В картине нет даже призрачного намека на то, что русское национальное самосознание среди севастопольцев и крымчан было ключевым фактором, который в феврале-марте 2014 г. объединил самых разных людей. Убери эту составляющую – и становится непонятно, зачем полуостров был принят в РФ. Ведь если происходившее после переворота – это внутреннее дело украинцев, то появление российских военных становится лишенным всякого смысла. Таким образом, в фильме Пиманова показаны избитые штампы киевской пропаганды, начисто исключающие гражданскую активность и движение масс, и делающие акцент на военном вмешательстве.

Еще большей ревизии подвергли начальный период конфликта в Донбассе. Так, на сегодняшний день из информационной повестки ведущих российских СМИ вытеснено любое упоминание имени Игоря Стрелкова. Если о нем и говорят, то только в негативном контексте. Вероятно, причиной тому является жесткая критика, высказываемая бывшим лидером ополчения и руководителем обороны Славянска в адрес первых лиц государства и их политики в отношении Украины.

В свете изложенного как никогда важно уберечь недавнее прошлое от фальсификаций и умолчаний. Книга Александра Жучковского «85 дней Славянска» является исключительно ценным и на сегодняшний день единственным подробным разбором этой легендарной страницы Русской ирреденты.

Хотя попытки сделать подробный анализ противостояния в Славянске предпринимались и ранее, авторы этих исследований, как правило, находились за сотни километров от зоны боевых действий и даже никогда не пересекали украинскую границу. А. Жучковский, напротив, является непосредственным участником Славянской эпопеи, за что в 2014 г. был награжден медалью. До 2016 г. он был координатором добровольческого движения и организатором поставок обмундирования, снаряжения и спецсредств из РФ для нужд ополчения. Это придает его книге особую достоверность.

При этом личные воспоминания автора здесь сведены к минимуму. Задачей издания было не поделиться с читателем своим личным опытом, а дать всестороннюю и обобщающую картину произошедшего от первого до последнего дня, привлекая живые свидетельства, документы и публикации в СМИ, социальных сетях.

Несомненным достоинством книги также является качественный дизайн. Издание проиллюстрировано множеством фотографий, запечатлевших ключевые этапы Славянской эпопеи. Также здесь присутствуют карты и схемы.

Повествование ведется образным, живым языком, благодаря чему книга читается как остросюжетный роман. Но «экшн»-составляющая соседствует здесь с ужасом и трагедией. Поднимая восстание, деятели Русской весны в Донбассе рассчитывали на то, что Россия немедленно придет им на помощь. Но этого так и не произошло.

«Стоит отметить, - делится размышлениями автор, - что в ситуации, которая сложилась на Украине накануне 2014 года и привела в итоге к войне, нелепо винить исключительно американцев и украинских националистов. И те, и другие просто реализуют собственные интересы, которые всегда противоречили интересам русских. Большая доля ответственности за эту ситуацию лежит, в первую очередь, на России, которая на протяжении всего постсоветского периода проводила на украинском направлении довольно слабую внешнюю политику <…> и практически никак не поддерживала русское (пророссийское) движение на Украине, в том числе на Донбассе».

Как следствие, «идея украинского национализма не только в западной, но даже в восточной части Украины для молодежи была подчас более привлекательной, чем «российский патриотизм», который был представлен в основном пожилыми людьми с просоветскими взглядами».

Такая политика связана с тем, что российские власти не воспринимали жителей юго-восточных областей Украины как русских.

Поэтому то, что случилось весной 2014 г. в Донбассе, - «целиком и исключительно заслуга русского населения этого региона. Что бы там ни говорили украинские пропагандисты, никакой «руки Москвы» там не было <…>. Это было стихийное народное восстание в защиту своей русской идентичности. Только к концу лета 2014-го РФ была вынуждена пройти на меры поддержки ЛДНР. Москва не инициировала революционные процессы на Донбассе, а только реагировала на них постфактум».

Характеризуя природу конфликта, автор определяет его как «русско-украинская война», подразумевая не противостояние двух государств, а борьбу двух идентичностей – русской и украинской.

Так как «украинская нация была «зачата» не естественным, а искусственным путем», как инструмент разделения единого этноса, а ее основой была и остается ненависть к России и к русскому народу – события 2014 г. были закономерны. Массовое убийство русских в Одессе 2 мая, кровь на улицах Мариуполя, артобстрелы Донецка и Луганска, тысячи и тысячи мирных жителей Донбасса – убитых или ставших беженцами, - таково практическое воплощение украинской идеи.

Как отмечает автор, «то, что произошло в Новороссии в 2014 году, мы называем не сепаратизмом, а ирредентой.<…>

Русская ирредента – это борьба разделенного русского народа в осколках исторической России (Украине, Белоруссии, Казахстане, Прибалтике и других «суверениях») за воссоединение в едином российском государстве».

Поднимая восстание, жители Крыма, Донбасса и других регионов, выходили на улицы с российскими триколорами и символикой, - выражая тем самым собственную национальную идентичность.

«Мы – русские!» - звучало рефреном с городских площадей, из занятых административных зданий, с баррикад, блокпостов и со страниц в социальных сетях.

Дух весны четырнадцатого года – незабываемая атмосфера, в которой слились воедино надежда, страх и решимость. После принятия Крыма в РФ казалось, что это начало собирания русских земель. Иное было просто немыслимо.

К сожалению, события пошли по иному сценарию.

Книга «85 дней Славянска» разделена на три части. Первая часть охватывает период с 12 апреля по 1 мая 2014 г. В ней рассказывается о крымском отряде Игоря Стрелкова, ситуации в Славянске, формировании гарнизона ополчения и первых столкновениях с украинскими силовиками.

Вторая часть рассматривает период со 2 мая по 3 июня – время тяжелых боев, в ходе которых ополченцам приходилось отражать атаки не только с земли, но и с воздуха. Рассказано о ключевых лицах Славянской эпопеи и добровольческом движении. В третьей части рассказано о ситуации в городе и его окрестностях с 4 июня по 5 июля. Описаны успешные действия ополчения и потери среди защитников города. Особо много внимания уделено гуманитарной обстановке в Славянске.

В заключении говорится о причинах отступления из города, дальнейшем боевом пути его защитников и значении Славянской эпопеи.

В целом книга А.Жучковского оставляет противоречивые чувства. Читая ее, словно возвращаешься в 2014 г., и будто наяву ощущаешь атмосферу национального подъема, единения и братства, которая проявилась в Крыму и в Донбассе. Но тем и горше осознание нынешней ситуации.

Вместе с тем, и Крымские события февраля-марта 2014 г., и Славянская эпопея – показывают, какие мощные силы аккумулирует в себе идея Русской ирреденты.

Об этом говорится и в послесловии.

«В 2014 году окно возможностей открылось, и в него бурным потоком хлынули тысячи русских людей, которые годами, а то и десятилетиями жили ожиданиями своего часа.

И вот этот час настал. Наступила Русская весна. Густой, казавшийся бесконечным мрак рассеялся, и яркий свет национального пробуждения залил Россию и души миллионов русских людей».

Признавая драматизм ситуации, которая сложилась в Донбассе, и то, что «многие наши ожидания и надежды не оправдались», автор завершает повествование на оптимистической ноте. По его мнению, произошедшее в 2014 г. – «это уже колоссальный прорыв». Тысячи русских людей получили опыт вооруженной борьбы, «поняли, что так действовать можно и нужно, почувствовали, как «аппетит приходит во время еды». <…> Именно этот национальный «дух четырнадцатого» позволил сдерживать и не раз побеждать многократно превосходящие силы врага.

85 дней Славянска – долгожданный триумф русского духа.

Какой бы тяжелой и кровавой ни была война, большинство стрелковцев всегда будут вспоминать время обороны Славянска как один из лучших дней своей жизни, потому что именно там они прожили наиболее осмысленные дни, пережили наивысшее напряжение сил и духа, проявили чудеса храбрости и самопожертвования друг ради друга и во имя нашей высшей ценности – России».

Завершает книгу список погибших защитников Славянска.