19:19 Первомайская линия фронта и западная часть трассы «Бахмутка» активные обстрелы. Стрелковое, кк пулеметы, бронетехника, минометы 82 и 120мм. / После продолжительных минометных обстрелов в Донецком направлении укронацисты переключились на Горловку. С 17 часов с разной интенсивность боевики террористической организации «Украина» обстреливают север Горловской линии фронта+Дебальцево-Светлодарский плацдарм. Новоазовский район преимущественно стрелковое, кк пулеметы, АГС, СПГ. / Донецк, есть прилет по дому на ул. Энгельса 70 попадание в крышу частного дома, работает МЧС. © GOVES / 

+фото | 11.02.19. Заметка от блогеров.

11.02.2019 03:30 / Сводки от ополчения Новороссии

"Передайте за проезд: кассы и компостеры – забытые способы оплаты проезда в общественном транспорте. Было время, когда не было технологий бесконтактной оплаты, терминалы приёма электронных платежей не были изобретены. А лучшим контролёром была совесть. Речь идет о 70-х, 80-х и 90-х годах прошлого века. Давайте вспомним, как в тот период времени пассажиры общественного транспорта платили за проезд.

Передайте за проезд: кассы и компостеры – забытые способы оплаты
Проезд в трамвае – 3 копейки, в троллейбусе – 4, а в автобусе целых 5. Особо экономные пассажиры пользовались проездным билетом, который стоил на все маршруты автобуса 4 с половиной рубля, студенческий проездной обходился обладателю в 2 рубля 50 копеек, а школьный стоил и того дешевле – рубль пятьдесят.
«Приложил пластиковую карту к терминалу и оплатил проезд» – такая система оплаты вошла в нашу жизнь лишь в XXI веке.
А несколько десятилетий подряд покупка билетов в общественном транспорте осуществлялась вручную с помощью кассового аппарата, установленного в салоне. Для того чтобы рассчитаться за проезд, нужно было опустить монету нужного номинала в кассовый аппарат с прозрачной крышкой, вручную выкрутить билет и оторвать его. При выкручивании билета монеты попадали в специальный мешок, из которого изымались на конечной.
Поскольку электроника в таких кассах отсутствовала, аппарат работал чисто на честность, никакого контроля за тем, бросил ты туда деньги и какие, не было. После оплаты можно было открутить от мотка необходимое количество проездных документов. При этом также был велик шанс, что бдительные граждане могут заметить обман аппарата и порция позора на несознательного пассажира могла обрушиться мгновенно.
Предполагалось, что контроль осуществлять должны другие пассажиры, поскольку социалистическая собственность она общая, народная. На самом деле так и было, потому что остаться один на один с этой кассой было трудно, салоны транспорта всегда были хорошо заполнены, поэтому деньги передавали из рук в руки, и все видели, сколько денег ты передаешь и сколько билетов просишь. Многие, будучи детьми, любили наблюдать, как эти монеты движутся внутри кассы. Кстати, в правилах проезда было записано, что проездной билет нужно предъявлять при входе «окружающим тебя пассажирам». В фильме «Джентльмены удачи» такой эпизод как раз фигурирует.

Прокомпостируйте билетик.
В дополнении к кассам появился еще один вариант «оплаты» – компостер, который вскоре вытеснил кассы из транспорта. Пассажир покупал билеты заранее и по мере необходимости производил гашение с помощью компостера. Такой оплаты билетов назывался «абонементные талоны». Талоны можно было купить у водителя или в специализированном киоске.Если кто-то постоянно ездил на одном и том же трамвае/троллейбусе/автобусе и выяснял, что конфигурацию цифр в компостере никто не менял, то прокомпостированный билетик становился «счастливым», пока не замусоливался до дыр.
Можно было сэкономить талон и не компостировать его, но была велика вероятность нарваться на контролёров, поскольку незакомпостированный билет считался недействительным. Контролёры, как правило, не выдавая себя, ехали рядом с компостерами несколько остановок, после чего объявляли о билетном контроле.
Когда контролёр, обозначал себя в салоне, компостеры начинали работать с бешеной нагрузкой. Порой пробивалось сразу по 5-6 билетов. Зачастую все же «зайцы» наказывались штрафом. Доказать опытному контролёру, что только вошел, и не успел прокомпостировать билет было, почти нереально.. Если же на пути контроля попадался упрямый гражданин, отказывающийся оплатить рублёвый штраф, его отводили в отделение милиции.
Да, сейчас нет ни компостеров, ни касс, которые выдавали билеты «на совесть». В общественный транспорт вернулись кондукторы. В 2000-х в мире и в России в частности случился серьезный технологических рывок по способам оплаты проезда.
Но кассы и компостеры, которые мы застали, будут еще жить в наших воспоминаниях".